Дизайн интерьеров, проектирование, ландшафтный дизайн Вашего пространства! |
Екатеринбург (343) 202-00-22 |
||||||
|
|
Основные стили садово-паркового искусства - ландшафтный дизайнСадово-парковое искусство развивалось на протяжении многих столетий, отражая философию и культуру своего времени. Выделяют два основных направления в садово-парковом искусстве и несколько стилей. Первое направление связано с подчинением природе порядку и геометрическим линиям, второе это вписывание искусственных сооружений в изгибы природного ландшафта. В соответствии с направлениями выделяют следующие основные стили садово-паркового искусства:
1. Пейзажные сады Китая Если верить китайской хронологии, в Китае создавались императорские сады еще тогда, когда в Европе жили варварские племена. Сады в Древнем Китае устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый) Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука). По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка. Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.
2. Японские сады В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил. Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.» Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени. Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада - камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода - женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный - на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья. Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке. Восточные сады не поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше...
3. Мусульманские сады Все в этих садах напоминает образ мусульманского рая – небольшие фонтаны, благоухающие цветы, поющие птицы... Основу мусульманского сада, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.
4. Регулярный стиль Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV, того самого, который сказал «Государство - это я». Его правление было описано в романах Дюма "Двадцать лет спустя" и "Виконт де Бражелон или Десять лет спустя". Именно при Людовике XIV был создан знаменитый дворцово-парковый комплекс Версаль. Прямые аллеи, лучами сходящиеся ко дворцу; символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов - все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой. Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:
Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, давайте рассмотрим, в каком случае актуально использование этого стиля сегодня. Использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника.
5. Пейзажный стиль В начале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы». Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными. Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:
Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства. Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.
6. Стиль Кантри Сад в стиле кантри отлично подходит для небольших участков, для создания плодового сада и огорода, поскольку эти элементы являются обязательным атрибутом данного стиля. В таком саду очень ценится старина и чувство юмора. С каждым годом сад в стиле кантри будет становиться еще более очаровательным и колоритным, поскольку заросли малины или старое дерево с дуплом будут дополнением стилистики, а не досадным упущением. Данный стиль отличает предельная простота, функциональность и удобство, что делает его настоящей находкой для всех, кому хочется простого и комфортного отдыха загородом.
7. Стиль Модерн Прежде всего, модерн, конечно же, проявляется в использовании современных материалов - это стекло, металл, новые композитные материалы. В этом саду вы можете воплотить любые, даже самые смелые желания и фантазии. Многое из того, что было бы неприемлемо в других стилях, способно здесь даже украсить, стать «изюминкой». Такой сад - это современные динамичные формы, как правило, здесь царствует геометрия. Сад хай-тек уравновешивает «алгебру и гармонию», он необычайно удобен для жизни, как правило, лаконичен - в нем самые эффектные решения - они же и самые простые. Отличительными особенностями сада в стиле модерн являются простота линий и почти скульптурное качество пространства. На плане или в трехмерном изображении формы простые и геометрические либо плавные и органичные – но точно так, как Ле Корьбюзье, «машина для жилья», так и формы в таком саду строго функциональны, поскольку сад – это комната на свежем воздухе, место для активного отдыха. Плавательный бассейн и джакузи очень четко вписываются в интерьер, возможно, вместе с тенистым кортом. Цвета яркие и чистые, характеризуются резким контрастом. Растительность густая, архитектурная, строгая по линии; крупнолистные хвосты и колосовые злаки представляют собой модные образцы. Допускаются и аксессуары, но сдержанность обязательна, поскольку один тщательно подобранный предмет усилит модернистскую концепцию «меньшее есть большее».
Существует множество интерпретаций модернизма. В данном случае стиль приспособлен для проведения времени на свежем воздухе:
Напишите нам, и дизайнер компании "Готовый дом" подскажет Вам какой стиль будет оптимальным для Вашего участка.
|